Алексей Чиканос. Зелёное общество (киносценарий). Часть 1

В левой части экрана портрет Муаммара Каддафи. В
правой части экрана титры на арабском языке.

Голос за кадром с ярко выраженным «восточным»
акцентом озвучивает написанное:

«Национальный фанатизм, даже в той мере, в какой он
присущ нации, представляет собой угрозу человечеству».

«Зелёная книга». Муаммар Каддафи

Затемнение.

 

Титры по-русски: «Юра. Молодой рабочий».

 

1.      Аудитория ВУЗа. День.

За столами сидят участники семинара «Проблемы Третьей
мировой теории». На доске нарисована схемы «Власть народа» и «структуры органов
власти Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии». У
доски докладчик – серьёзный молодой человек с суровым взором.

 

Докладчик: – На протяжении всей истории человечества
угнетенные и порабощённые народы страдали под гнётом жестоких диктаторов и
несправедливых правительств. Это продолжалось до тех пор, пока Муаммар Каддафи
не создал Великую Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию
(государство масс). Основные принципы создания прочного фундамента новой
общественной жизни Каддафи изложил в «Зелёной книге». (Докладчик демонстрирует
«Зелёную книгу» слушателям).

Теперь эту работу изучают во всем мире.

 

Камера перемещается между рядами слушателей. За
столами сидят герои: Максим, Виолетта, парочка скинхедов. Крупным планом лицо
Юры, молодого рабочего. У него простоватая внешность рубахи-парня “
c района”.
Из-за спины Юры выглядывают физиономии двух скинхедов – Карабаса и Гадёныша. Они
– прыщавые подростки, совсем недавно осознавшие своё величие из-за причастности
к белой расе.

 

Юра (шёпотом в Камеру): – Вы спрашиваете, как я
попал в Зелёное общество?

А это всё из-за них.

 

Юра указывает на сидящих позади скинхедов. Карабас с
тупой сосредоточенностью уставился в лежащую перед ним «Зелёную книгу», морщит
лоб и шевелит губами, пытаясь вникнуть в смысл прочитанного. Гадёныш, высунув
от усердия язык, рисует на столе карандашом свастику. Заметив внимание к себе
со стороны Камеры и Юры, Гадёныш роняет карандаш и начинает суетливо стирать
нарисованное.

 

Юра (Гадёнышу): – Ах, ты, гад, гад лысый! Читай “Зелёную
книгу”, гад, а этого чтобы я больше не видел!

 

Юра бъёт кулаком по столу. Оба скина испуганно
подскакивают на месте. Крупным планом лежащий на свастике кулак Юры.

 

2.      Стандартный двор «спального»
района. День.

Крупным планом кулак Карабаса. Карабас и Гадёныш
сидят на скамейке и пьют пиво. Карабас зевает и почёсывает кулаки. Невдалеке от
скинов на другой скамейке сидит Юра со своим пивом. Молодые люди периодически
обмениваются враждебными взглядами. Нужна только причина, чтобы вспыхнула
драка. Мимо проходит Лёлик с книжками под мышкой. Это долговязый юноша в очках.
Типичный “ботаник”. На шее у Лёлика повязан палестинский платок.

 

Карабас (Гадёнышу): – Смотри, хач пошёл!

Гадёныш: – То-то я чую – шашлыками завоняло!

Карабас: – Давай ему сейчас зачисточку устроим.

Гадёныш (нерешительно): – Неохота руки пачкать.
Может
, в другой раз?

Карабас: – Ты что, засцал? Нацию позоришь, сука! А
может
, ты жид? Пошли, жидяра!

Карабас встаёт и пинками поднимает со скамейки
Гадёныша. Скины догоняют Лёлика. Карабас преграждает ему дорогу, Гадёныш сзади
даёт Лёлику пинка.

За этой сценой со своей скамейки наблюдает Юра.

 

Юра (голос за кадром): – А вот это уже слишком! Вы
забрались на чужую территорию, шакалы!

 

Юра отставляет пиво в сторону, медленно встаёт и
вразвалочку подходит к скинам и Лёлику.

Юра (Гадёнышу): – Слышишь, малый, а чего это ты
штаны закатал, типа скин что ли?

Юра хватает сзади Гадёныша за подтяжки, оттягивает и
отпускает их. Подтяжки больно шлёпают Гадёныша по спине, он корчится от боли.

Юра (Карабасу): – Понавешали на себя всякой халеры!
Ты что, думаешь, круче всех?!

 

Юра грозно надвигается на Карабаса. Карабас пытается
ударить Юру по лицу, но промахивается и падает на землю.

Крупным планом широкий рукав Юры. Из рукава,
разматываясь на лету, выпадает тяжёлая мотоциклетная цепь. Юра крепко сжимает
конец цепи в кулаке. На заднем плане испуганное лицо Карабаса, стоящего на
четвереньках. Он видит грозное оружие и в страхе уползает.

 

Лёлик восторженно пожимает Юре руку.

Лёлик: – Спасибо, брат!

 

3.      Аудитория ВУЗа. День.

Крупным планом лицо Юры.

Юра (в Камеру): – Так я сначала с Лёликом
познакомился, а потом и со всеми остальными ребятами. Мне с ними интересно.
Дома что? По телеку всё время фуфло какое-то гоняют. (С этого момента рассказ
Юры сопровождается ударами кузнечного пресса. Фонограмма «Пресс 1»). На работе
в цеху пресс по мозгам весь день лупит: дум-дум-дум-дум. (На экране на
несколько секунд появляется фотография огромного кузнечного пресса
.) Я
мастера просил, чтобы меня на другой участок перевели, а он говорит: «Все
работают – и ты работай!» А из меня этот пресс скоро идиота сделает. Он мне уже
и дома мерещится, и на улице…

 

4.      Квартира Юры. Вечер.

Юра смотрит телевизор. Слышно, как в соседней
квартире сосед забивает в стену гвоздь (фонограмма «
Hammer press»).
По телевизору выступает Абсолютное Оно. Оно одето в строгий чёрный костюм. На
голове шляпа, закрывающая лицо. Когда Оно говорит, видны только шевелящиеся
губы.

 

Абсолютное Оно (с телеэкрана): «…Поэтому я
предлагаю ужесточить правила пребывания в столице иногородних граждан.
Необходимо чаще проводить проверки паспортного режима с целью выявления
нелегально проживающих лиц подозрительных национальностей. Пора, давно пора
вырвать жало, сломать хребет, всадить осиновый кол, вырвать хребет, всадить
жало,
cломать осиновый кол, сломать жало и всех мочить, мочить, мочить…»

 

Звук ударов молотка становится всё громче и
переходит в звук работы пресса. На экране крупное изображение Абсолютного Оно.
Юра начинает махать руками, словно отгоняет невидимого злого духа. Потом
вскакивает с дивана, подбегает к стене, барабанит в неё кулаками и кричит:
«Заткнись, придурок!»

 

5.      Стандартный двор спального
района. Вечер.

Во дворе на скамейке сидят Карабас и Гадёныш. Рядом
с ними орёт магнитофон (фонограмма “
Deutsche press”).
Скины хватают друг друга за бритые головы и в такт музыке, под магнитофонное “айн,
цвай” трясут головами в экстазе. Невдалеке от скинов на лавочке сидит Юра.
Музыка становится всё громче и начинает тревожить его, так как ритм напоминает
удары кузнечного пресса. Юра морщится, встаёт, подходит к скинам и выключает
магнитофон.

 

6. Аудитория ВУЗа. День.

Крупным планом лицо Юры. Ненавязчивым фоном звучит
мелодичная арабская музыка.

Юра: – Здесь только и отдыхаю. Я “Зелёную книгу”
почитал – сначала не понял ничего, а потом Лёлик мне всё объяснил. А вы с
Лёликом не говорили ещё? Обязательно поговорите. Я и этих вот сюда притащил
(Юра кивает на сидящих позади Карабаса и Гадёныша). А что? Пусть тоже к Трет
ьей мировой
теории приобщаются. (Карабасу) Ну, что вычитал?

Карабас (цитирует по “Зелёной книге”): – «Править
миром будут чёрные».

Юра: – Так-то вот, призывничок!

 

Юра гладит Карабаса по бритой голове.

 

Затемнение.

 

В левой части экрана портрет Муаммара Каддафи. В
правой части экрана титры на арабском языке.

Голос за кадром с ярко выраженным «восточным»
акцентом озвучивает написанное:

«Свобода человека неполна, если его потребностями
управляют другие».

Муаммар Каддафи.

 

Титры по-русски: «Максим. Служащий».

 

6.      Аудитория ВУЗа. День.

Крупным планом лицо Максима. У него неприметная
внешность канцелярского клерка.

Максим (смущенно в Камеру): – А почему вы выбрали
именно меня? Лёлик посоветовал? Ну, тогда ладно. Хотя во мне нет ничего примечательного.
Я государственный служащий. Знаете, мы всё время пишем какие-то запросы,
составляем таблицы и готовим отчёты. Если честно, я не знаю, зачем всё это
нужно и кому приносит пользу.

 

7.     
Офис. День.

Максим сидит за рабочим столом напротив компьютера.
Неподалёку от стола Максима собрались его коллеги. Мужчины спорят о чём-то
,
оживлённо жестикулируя. Слышны отдельные слова: “реле”, “акселератор”, “масло
менять”, “три штуки”.

Максим (голос за кадром): – Мои коллеги всё время
обсуждают свои автомобили. Что там у кого сломалось, где запчасти купить
подешевле, и главное: у кого тачка круче.

 

Быстро чередуются кадры: фотографии последних
моделей дорогих автомобилей.

 

Максим (голос за кадром): – У меня тоже есть своё
хобби.

Максим опасливо оглядывается, открывает ящик стола и
достаёт оттуда склеенный из спичек игрушечный домик. Он ставит домик на стол и
собирается продолжить работу над поделкой. Сзади надвигается тень. Это
появляется Абсолютное Оно, оно же – шеф Максима. (Звучит фонограмма «Пресс 1» –
это музыкальная тема Абсолютного Оно). Спорившие коллеги быстро разбегаются по
своим рабочим местам.

 

Абсолютное Оно (Максиму): – Теперь я  понимаю, почему вы не успеваете сдавать
отчёты вовремя.

 

Оно берёт со стола поделку и отправляет её в урну.
Максим испуганно вжимается в кресло.

 

Абсолютное Оно (Максиму, издеваясь): – Вы, наверное,
считаете, что со своими блестящими способностями сможете найти другую работу?
(Наклоняется к уху Максима). Это последнее предупреждение!

 

8.     
Аудитория ВУЗа. День.

Максим (в Камеру): – Шефу не нравится моё увлечение.
Оно никому не нравится. А одна моя Знакомая даже считает, что я скучный человек
и со мной вообще не стоит иметь дело, потому что у меня нет настоящей цели в
жизни.

 

9.     
Парк. День.

На лавочке сидит Максим. Появляется Знакомая и садится
на лавочку на значительном расстоянии от Максима. Максим и Знакомая не глядят
друг на друга, а напряженно смотрят в Камеру.

 

Максим: – Привет, как дела?

Знакомая: – Хорошо. А у тебя как?

Максим: – Нормально. Рассказывай, как поживаешь.

Знакомая: – Нет. Я в прошлый раз рассказывала.
Теперь твоя очередь.

Максим: – А что мне про себя рассказывать? Про меня
неинтересно. Расскажи лучше, как у тебя дела. Ты знаешь, меня это очень
интересует.

и т.д. Диалог продолжается в том же духе, пока у
Знакомой на лице не появляется выражение невыносимой скуки.

 

10.  Аудитория ВУЗа. День.

Максим (в Камеру): – Я всегда старался вести себя
так, чтобы не доставлять никому неприятностей: ни родителям, ни учителям, ни
начальству. И вот недавно мне стало казаться, что люди меня вообще перестали
замечать.

 

Максим исчезает из кадра. На экране пустой стол, за
которым сидел Максим. За кадром продолжает звучать голос Максима.

Максим (голос за кадром): – Если бы я вдруг совсем
исчез, это никого бы не удивило.

 

Быстро чередуются кадры: Знакомая курит в
одиночестве на лавочке в парке; к пустому рабочему месту Максима подходит
Абсолютное Оно, берёт со стола какую-то бумагу и удаляется.

 

Максим снова появляется за столом в аудитории.

Максим: – Неприятно, правда?

 

Звучит фонограмма «Пресс 1». Максим, не прерывая
реплики, нелепо отмахивается от невидимого Абсолютного Оно.

 

Максим: – Хочется быть хоть кому-то нужным. Вот так
еду я как-то в метро, думаю, как всё плохо, а тут это объявление.

 

Крупным планом объявление: на фоне экзотического
пейзажа восточного города фотография Лёлика и крупным шрифтом надпись:
«Общество изучения “Зелёной книги” ждёт тебя!»

 

Максим (в Камеру): – Здесь меня все уважают. Я
сейчас работаю над большим портретом Муаммара Каддафи. Да, да, из спичек,
конечно. Хотите, покажу? Только не рассказывайте, пожалуйста, моему Шефу. Я
боюсь, ему это не понравится.

 

Затемнение.

About kairos

Либертарный блог, инициированный для актуального анализа и критики современной ситуации в Беларуси и мире, площадка для культивирования альтернативных, неавторитарных подходов к политике, искусству и повседневной жизни.
This entry was posted in літаратура. Bookmark the permalink.