Сеть Frassanito. Закрепощение труда мигрантов

В 2006 г. в результате выступления более миллиона мигрантов в Лос-Анджелесе и других городах США праздник первомая получил новое значение. Один миллион рабочих, многие из которых были забыты официальными профсоюзами, ясно дали понять о своём намерении порвать со страхом и молчанием. С тех пор Первое мая – это не просто фестиваль или годовщина. Это – день, когда все те, кто пересёк границы, кто испытывает схожие формы эксплуатации, несмотря на расстояние и различные правовые режимы, разделяющие их, – заявляют о своих правах в полный голос.

Не только в Соединённых Штатах, но также в Европе основной вопрос в том, как осуществить требование свободы тех свободных женщин и мужчин, труд которых составляет основу глобализации. “Ограничить свободу иммигрантов!” – кажется, таков
лозунг европейской миграционной политики. Что означает, что мигрантам не позволено свободно искать работу. В то же самое время, запретов и границ недостаточно: сегодня труд мигрантов должен контролироваться начиная со страны происхождения.

Транснациональные агентства по найму, например, открытое в Бамако (Мали), становятся основным инструментом для контроля рабочей силы мигрантов. Они распространяют своё влияние в тех странах, откуда приезжают мигранты. Агентства организуют, контролируют, продают трудовые навыки тысяч людей – их цель заключается не в том, чтобы облегчать перемещение мигрантов, но в том, чтобы заранее отбирать, кому будет позволено покинуть страну, а кому нет, когда мигранты смогут это сделать и какое направление им будет позволено выбрать. Эти агентства
представляют собой существенный элемент системы транснациональной эксплуатации труда мигрантов: мигранты вынуждены работать несколько месяцев только для того, чтобы вернуть комиссионный сбор. Они управляют политикой квот и регулируют сезонный и временный труд в рамках Европейского Союза. Что играет на руку режиму, который удерживает заработную плату на низком уровне в странах
происхождения и мотивирует людей на поиск работы за пределами страны. В то же
самое время режим обеспечивает “дисциплинированное” прибытие тысяч рабочих в Европу, что значит, что мигранты, которые нарушают условия контракта, и вместе с тем оказываются по ту сторону миграционного режима, подвергаются криминализации. Цель – ограничить труд мигрантов. Это – политика в интересах
тех, кто хочет заполучить труд других без каких бы то ни было ограничений, и
прежде всего, без необходимости выполнять какие бы то ни было требования. Роль
этих агентств не ограничивается сферой миграции, они представляют собой
фундаментальный инструмент прекаризации труда также в странах назначения!

Не случайно присутствие транснациональных агентств по найму в Африке, Азии или Восточной Европе, где одновременно происходят переговоры по поводу соглашений о возврате нелегальных мигрантов. Эти соглашения обязывают страны происхождения регулировать добровольный возврат тех мигрантов, которые более не востребованы, – временно или окончательно – в рамках экономик европейских стран. К тому же, не только частные агентства, признанные международными организациями по менеджменту миграции, или действующие в их планах, основывают свои офисы в странах происхождения, но также и европейские профсоюзы. Профсоюзы оказывают работникам поддержку в получении всех документов, необходимых для миграции. Например, CGIL, один из самых больших итальянских профсоюзов, откыл свои офисы в Касабланке и Дакаре, помагая мигрантам получить визы в Италию. Что создаёт условия, когда те, кто должен защищать права рабочих, сами становятся частью механизма, с помощью которого рабочие получают трудоустройство и начинают “уважать правила”.

Эксплуатация труда мигрантов характеризуется произвольными правилами, обязанностями, ограничениями и особой своекорыстной формой терпимости, когда труд мигрантов является нелегальным и скрытым, но имеет место в нужный момент и в нужное время. Например, вся сенсационность внимания к мусульманке, одетой в чадру, вдруг исчезает, когда речь заходит о домашнем труде женщин-мигранток, которые, в свою очередь, часы и дни напролёт находятся за покровом европейских домов. После того, как в Европе была изменена социальная система, домашний труд женщин-мигранток день ото дня становится всё более и более необходимым.

Это только усиливает традиционное разделение труда, которое принуждает женщин к выполнению задач, связанных с вниманием и заботой. Отношения заботы покупаются и продаются за заработную плату. Но, прежде всего, труд этих женщин – бесценное богатство для европейских обществ, он является одновременно материальным и аффективным (связанным с производством аффектов), и представляет собой основу глобализации и капиталистического производства! Мигранты, которые работают в сфере обслуживания, являются “новыми рабами”. Они – работники, подвергающиеся бедности и изоляции – эти условия навязываются им для того, чтобы предотвратить любые требования с их стороны.

Ежедневно всё увеличивающееся количество мигрантов испытывают последствия фрагментации труда, которая в скором будущем грозит всем рабочим. Будет преувеличением утверждать, что труд мигрантов является единственным низкооплачиваемым и эксплуатируемым трудом. Ежедневно всё больше и больше мигрантов вынуждены совмещать разные типы труда. Они пересекают государственные границы, а также пересекают границы в рамках трудовых отношений. Вызов, котрый сегодня стоит перед нами, являтся по сути своей транснациональным. Передвижение мигрантов, институциональная организация менеджмента миграции в Европе и за её пределами, а также чрезвычайная мобильность капитала имеют место в рамках транснационального пространства. Это вызов труду мигрантов за пределами национальных границ, в то время как угрозы “аутсорсинга” или “экстернализации” производства ослабляют политическую силу борьбы рабочих по всей Европе. Процесс “экстернализации” всё больше и больше захватыват страны с дешёвой и неорганизованной рабочей силой, следуя путями мигрантов в обратном направлении.
Чтобы ответить на этот вызов, борьба рабочих сегодня также должна быть
транснациональной, начиная с труда мигрантов! В Европе, в день Первого мая, мы
должны потребовать освобождения от взаимной привязки (de-linking) труда и права
на проживание в Европе. Мы должны требовать легализации всех мигрантов на
постоянной основе, вне зависимости от формы труда или заработной платы. Эти
требования были чётко провозглашены во время третьего транснационального дня
действий мигрантов, 7 октября 2006 г., сегодня они могут стать общими для всех
рабочих. Не только из-за того, что особые условия труда мигрантов задают
уровень прекаризации труда в общем, но прежде всего из-за мобильности мигрантов
наша борьба носит транснациональных характер. Это одновременно шанс и вызов, и
мы должны его принять.

перевод с английского Оли Мартыненко

текст впервые опубликован
в журнале
Crossing Borders, no.3, May 2007.

оригинал статьи:

http://www.noborder.org/crossing_borders/newsletter03en.pdf

About kairos

Либертарный блог, инициированный для актуального анализа и критики современной ситуации в Беларуси и мире, площадка для культивирования альтернативных, неавторитарных подходов к политике, искусству и повседневной жизни.
This entry was posted in пераклады and tagged . Bookmark the permalink.